Об опыте создания автоматизированной информационной системы (АИС) санэпидстанции районного звена.




Об опыте создания автоматизированной информационной системы (АИС) санэпидстанции районного звена.


Уважаемые коллеги!




      Два года назад по решению главного государственного санитарного врача области Рыженко Сергея Анатольевича, Днепропетровской городской санэпидстанции, совместно с фирмой Конструкторское бюро "ТЕта" у нас начато создание  автоматизированной информационной системы.


      Чего удалось добиться и как информационная система помогает в работе?

- Основное преимущество для главного врача – это полнота и прозрачность в системе контроля и учета. Многие процессы я теперь контролирую, не вставая с рабочего места.

- Полностью упорядочено делопроизводство по административной практике. Справляется с этим один специалист.

- Оформление постановлений, заявок в суд, ведение журнала, контроль удержания, отчеты и сводки – все это автоматизировано. Анализ проводится по отделениям, по форме 18, по сотрудникам, даже по нарушителям.

Ситуация из жизни: нарушитель Иванов приходит на рассмотрение протокола. Извиняется и говорит что это в первый и последний раз. Я заглядываю в компьютер – и сразу выясняется, что Иванов за последние два года трижды штрафовался за аналогичные нарушения, а последние 2 штрафа не оплатил. С таким нарушителем и разговор особый.


      слайд№1 (экран из программы):  
Вот на слайде наша сводка штрафов по форме-18 за год. Ее использовали при сдаче годовых отчетов.

     
Мы используем электронный реестр объектов надзора. Он обновляется не в конце года, а по мере его заполнения. Журналы по форме 300/о не переписываются, а распечатываются при необходимости.
      слайд №2 (экран из программы):
На экране фрагмент реестра объектов.

      Заведен электронный журнал, где регистрируются направления для проверок на объекты. Лично я избавился от очередей каждое утро в приемной, когда сотрудникам нужно подписывать направления.

      Всегда можно просмотреть в системе план-график любого сотрудника. Причем с отметками о выполнении. Узнать результаты проверок по любому объекту.
       слайд №3 (экран из программы): Фрагмент плана-графика оперативного специалиста.


Пример из жизни: звонит мне председатель исполкома. Просит информацию по конкретному объекту. Не ложа трубку я смотрю в компьютер, даю команду поиска, нахожу нужный объект – и вся информация передо мной. Адрес, телефон, руководитель, кто и когда проверял, какие были недостатки, меры и т.д.


- Журнал выходов на объекты также электронный.

- Расчет показателей деятельности проводится автоматически. Мы увязали ежемесячное премирование сотрудников с этими показателями. Это повысило объективность в оценке работы, и стимулирует сотрудников повышать показатели деятельности.

- Вся исходящая почта регистрируется и хранится в общей базе данных. Появилась возможность оперативно найти прямо в компьютере то или иное письмо.

- Больше мы не заказываем в типографии бланки направлений, постановлений о наложении штрафов, постановлений о запрещении эксплуатации, заявок в бухгалтерию и в суд на принудительное взыскание. Даже экономим на конвертах.

- Но главный результат – повышение эффективности и качества надзора.


      Что потребовалось от меня, как главного врача, для развертывания системы?

      Первое – установить программные модули.  Их три: "Административная практика", "Текущий надзор", "Исходящая почта".  Эти работы выполняла фирма "Конструкторское бюро "Тета".

      Второе – организовать обучение специалистов.

Лично я обучался работе с системой около двух недель. Притом, что раньше я вообще на компьютере не работал.

      Третье – подготовить соответствующие приказы, скорректировать функциональные обязанности специалистов.

      Конечно, для автоматизации нужны компьютеры. Чем больше, тем лучше, но начинать можно и с малого. Когда мы начинали, у нас было только три компьютера. Сети не было.
      Но мы убедились, что возможности сетевой версии гораздо выше. Поэтому в итоге все равно нужно установить локальную сеть и сервер.
В нашей сети сегодня пятнадцать компьютеров и четыре лазерных принтера. Причем сервер мы приобрели только два месяца назад. До этого его роль выполнял приспособленный компьютер.
      И главное – постоянно контролировать процесс внедрения. На всех его стадиях.


      Есть и проблемы.

      Основная – мы еще не научились полностью использовать весь тот пласт информации, который подняли с помощью АИС. Т.е. мы уже видим реальную картину, но как менять свою работу – это еще вопрос. Кроме того:

       - отсутствие финансирования;

       - недостаток оргтехники;

       - отсутствие опыта
       - cлабые знания компьютерной техники у специалистов
       - проблемы переходного периода – когда новая система еще не работает в полную силу, а старая уже мешает




Уважаемые коллеги!




      На моем рабочем столе компьютер стоит уже больше года. И это уже не вопрос престижа. Это мой повседневный рабочий инструмент. Возврат  к старым методам управления уже невозможен.

      Конечно, госсанэпиднадзор осуществляют не компьютеры, а люди. Задача автоматизации не в том, чтобы заменить специалиста – этого не будет никогда. Но освободить его от рутинной работы, вооружить достоверным и полным анализом для принятия решений, сократить время на оформление документации – только так можно изменить работу и в итоге повысить эффективность госсанэпиднадзора.